Сколько стоит бизнес-план
Когда клиенты связываются с нами впервые по вопросу сотрудничества, чаще всего их интересует лишь два аспекта: сроки и цена. Неспециалистам сложно понять, что так сразу на эти два вопроса дать четкий ответ очень сложно, практически невозможно, так как зависитят они от множества факторов.
Если в каких-то агентствах вам называют цену сразу, то:
- вам сказали приблизительную стоимость, которая в результате может быть либо значительно выше, либо ниже;
- работу там делают некачественно – по шаблонам, не вникая в суть и особенности бизнеса, следовательно, бизнес-план такой будет бесполезен (вы просто зря потратите деньги).
Если вы главным критерием разработки документа ставите его стоимость или сроки изготовления, вы и получите в результате дешевый шаблон в стиле рефератных работ старшеклассников. Зато быстро и дешево.
А бывает и наоборот, люди платят большие деньги за полноценный бизнес-план и маркетинговые исследования, а в результате потом оказывается, что им был необходим лишь финансовый анализ проекта.
Например, в компании ВТСКонсалтинг вы можете узнать стоимость разработки бизнес плана бесплатно - оставив заявку на сайте.
Ставим цели и определяем критерии
Основополагающим фактором экономии времени и средств при разработке документации по бизнес-проекту является постановка целей. Вот почему мы рекомендуем всем прежде, чем обратиться в консалтинговое агентство, ответить самим для себя на такой ряд вопросов:
- Для чего вам нужно разработать бизнес-план:
- для внутреннего пользования как стратегический документ;
- для кредиторов или инвесторов с целью привлечения материальных средств;
- чтобы принять решение в целесообразности развития нового проекта (направления);
- с целью получения гранта на развитие от международных фондов и т.д.
Если точно дать ответ на этот вопрос, будет уже понятно и то,
- Какой конкретно документ вам нужен:
- бизнес-план (БП);
- инвестиционное предложение (ИП);
- инвестиционный меморандум (ИМ);
- технико-экономическое обоснование (ТЭО);
- резюме инвестиционного проекта (РИП).
Так в результате может оказаться, что нужен вам вовсе не объемный БП, а всего лишь его часть – ТЭО, которое и стоит дешевле и создается быстрее. Но и это еще не все.
Следующий шаг – сформировать максимально подробно так называемый бриф – критерии к готовому документу. Он может включать множество пунктов, вот приблизительный список:
- глобальность проекта (есть разница между планированием открытия маленького продуктового магазинчика на остановке и разработкой стратегии по созданию, например, жилищного или развлекательного комплекса;
- необходимы ли детальные маркетинговые исследования;
- количество и уровень квалификации специалистов, привлеченных к разработке документации проекта;
- сложность получения исходных данных для анализа и прогнозов (можно скачать на сайте статистики или необходимо искать, покупать, самостоятельно исследовать);
- формат составления (международный или внутренний российский);
- срочность проекта.
Это лишь самые основные из множества других нюансов, которые влияют на формирование стоимости работ. Чем более дотошно вы подготовитесь к первому походу в консалтинговый центр, тем выше вероятность того, что вы получите качественно разработанный документ по оптимальной цене.